Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 31 Василеостровского района Санкт – Петербурга
Отчет
о использовании инновационных технологий в приобщении детей к русской национальной культуре через народные сказки и фольклор.
2019-20 учебный год. (старшая группа)
Воспитатель:
А.Д. Николаева
Большинство современных людей поверхностно знакомо с народной культурой. Поэтому актуально восстановить для детей и их родителей связь времен, вернуть утраченные традиции, ознакомить с народными ценностями. Для этого необходимо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси и родного края, соприкоснуться с народным искусством.
Для решения данной цели я поставила перед собой следующие задачи:
1.познакомить детей с разнообразием жанров русского народного творчества, с народно-прикладным искусством, с предметами русского быта, жилищем, народным костюмом;
2. использовать различные средства и формы работы для познания детьми художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства;
3.создать условия для активизации умственной деятельности детей, развивать потребность и желание приобрести новые знания о русской народной культуре, привить потребность в изучении традиций, обычаев, быта русского народа;
4.воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к родному краю, к ее народной культуре и людям, создающим её.
Проанализировав уровень воспитанности детей: определила критерии, знания детей устного народного творчества, быта и промыслов людей в Древней Руси. (знает основные литературные понятия по фольклору; может передать краткое содержание прочитанных литературных произведений; знает быт и традиции русского народа; помнит песни, частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорок) (28 детей по списку. 0% высокий уровень; 36% средний уровень; 64% низкий уровень)
Я пришла к выводу, что у детей недостаточно формируются нравственно-этические чувства, воспитывается любовь к Родине, к традициям русской народной культуры.
В своей работе для достижения поставленной цели я использую парциальную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой, на основе которой составлен перспективный план работы в старшей группе по приобщению детей к русской народной культуры через народные сказки и фольклор.
В представленной теме использовались такие инновационные образовательные технологии как:
Метод проектов: за время работы были разработаны и реализованы: «Хлеб – всему голова». «Октябрь – грязик – ни колеса, ни полоза не любит». «В гостях у Городецких мастеров» «Зима – не лето - в шубу одета». «Пришла Коляда накануне Рождества».
Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Так были организованы и проведены: «Птичья столовая», «Безопасность на дорогах»
Информационно — компьютерные технологии. Применение компьютерной техники позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной, способствует использованию разных способов подачи нового материала. Кроме того, изучение сложных для понимания дошкольников тем с помощью, например, мультимедийных презентаций, даёт возможность педагогам наглядно продемонстрировать им события и явления реальной жизни. Поэтому в образовательном процессе активно использую презентации со специально подготовленным видеоматериалом и игровыми заданиями. Тематика - компьютерных презентаций, используемых мною разнообразна: «Хлеб – всему голова». Беседа о старинных способов уборки хлеба. Народном празднике Покрове. Декоративная посуда по мотивам городецкой росписи. «Светит, да не греет». Беседа о разных источниках освещения.
Конкурсы творческих художественных работ: Продуктивная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей от увиденного. Дети творят — это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и закрепить знания и впечатления. Подарок, сделанный своими руками, детскими руками «греет». Дети с большим удовольствием сделали подарок своим мамам участвуя в проекте «Дорогой маме» «Подарок от Деда Мороза». Организовываю выставки творческих работ: «Золотая осень» «Народные игрушки»
Работу по приобщению дошкольников к народным традициям строю на основании следующих подходов:
- вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально-организованное общение, учебно-познавательная, изобразительная, музыкальная при сохранении приоритета игровой, включающей сюжетно-ролевую, театрализованную);
- интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, декоративно-прикладного) при опоре на фольклор;
- использование взаимодействия в системе "воспитатель-ребенок-родитель", так как семья является одним из основных институтов первоначальной социализации детей, влияющих на становление личности; о
- осуществление воспитательной работы на основе традиций родной культуры; обеспечение активности детей на всех этапах приобщения к народным традициям.
- Устное народное творчество позволяет приобщать детей к нравственным общечеловеческим ценностям, использование всех видов фольклора обогащает лексикон детей, способствует пониманию нравов русского народа. Знакомлю детей с колыбельными песенками, потешками, прибаутками, приговорками, сказками.. Фольклор использую так в режимных моментах, так и во всех видах детской деятельности.
- Народные праздники и традиции неразрывно связаны с историей православных праздников, обычаями региона, с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом, играми в которые играли дети несколько веков назад
- Народные художественные промыслы – эта тема необходима, чтобы познакомить детей с декоративным народным искусством, развивать творческие способности. На занятиях проходит знакомство с древнерусским искусством и рассказы о традициях хохломской, городецкой, жостовской росписи, о художественном гжельском промысле, а также с народными игрушками: филимоновскими свистульками, дымковской и каргопольской игрушками, матрешками.
Работу по приобщению детей к русским истокам использую не только в организованной деятельности, но также и в самостоятельной:
- организация самостоятельной творческой деятельности детей в течение пребывания ребенка в детском саду (рисование, лепка, поделки и др.).
- организация игровой деятельности детей в течение дня (народные игры, инсценировки сказок, отгадывание загадок);
- традиционные развлекательные мероприятия вне занятий («различные виды досугов («Рождественские встречи»).
- занятия по интересам;
- организация выставок детского творчества.
На прогулках играем в забытые детские игры. Знакомим детей с разными видами жеребьевки (выбором водящего игры, разучиваем считалки, слова к играм. Сколько радости, веселья доставляют детям такие игры, как «Дрема», «Ручеёк», «Горелки», «У медведя во бору», «Заинька, выходи» и т. д.
Так же в приобщении детей к истокам родной культуры велика роль семьи. Работу начала с анкетирования родителей. Оно показало, что так или иначе в семье ребенка знакомят с русским устным народным творчеством: читают русские народные сказки, поют колыбельные песни, загадывают загадки (более 92,8%, участвуют в народных празднествах) (42,9%) и даже рассказывают о некоторых русских народных традициях( 21,5%). На конец года родители проявляли активность 95%.Готовы участвовать в викторинах, подготавливать и участвовать в праздниках.
Также с родителями провожу:
- консультации: «Сказка как способ ознакомления дошкольников с родным краем», «Знакомим детей с родным краем»;
- викторину «Родная природа»;
- совместные праздники: «Осень», «Новый год», фольклорный;
Проанализировав достижения детей (март 2020 года ) 12% высокий уровень 70% средний уровень 18% низкий уровень.
Работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры считаю удовлетворительной и планирую продолжать дальше.