Детский сад № 31

Отчет о проделанной работе 1 полугодие 2019-2020 год

 

 

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 31 Василеостровского района Санкт – Петербурга

 

Отчет

о использовании инновационных технологий в приобщении детей к русской национальной культуре через народные сказки и фольклор.

         2019-20 учебный год. (старшая группа)

 

                                                                                Воспитатель:

                                                                                А.Д. Николаева

 

Большинство современных людей поверхностно знакомо с народной культурой. Поэтому актуально восстановить для детей и их родителей связь времен, вернуть утраченные традиции, ознакомить с народными ценностями. Для этого необходимо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси и родного края, соприкоснуться с народным искусством.

 

Для решения данной цели я поставила перед собой следующие задачи:

1.познакомить детей с разнообразием жанров русского народного творчества, с народно-прикладным искусством, с предметами русского быта, жилищем, народным костюмом;

2. использовать различные средства и формы работы для познания детьми художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства;

 3.создать условия для активизации умственной деятельности детей, развивать потребность и желание приобрести новые знания о русской народной культуре, привить потребность в изучении традиций, обычаев, быта русского народа;

4.воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к родному краю, к ее народной культуре и людям, создающим её.

 

Проанализировав уровень воспитанности детей: определила критерии, знания детей устного народного творчества, быта и промыслов людей в Древней Руси. (знает основные литературные понятия по фольклору; может передать краткое содержание прочитанных литературных произведений; знает быт и традиции русского народа; помнит песни, частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорок) (28 детей по списку. 0% высокий уровень; 36% средний уровень; 64% низкий уровень)

 Я пришла к выводу, что у детей недостаточно формируются нравственно-этические чувства, воспитывается любовь к Родине, к традициям русской народной культуры.

 

В своей работе для достижения поставленной цели я использую парциальную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой, на основе которой составлен перспективный план работы в старшей группе по приобщению детей к  русской народной культуры через народные сказки и фольклор.

В представленной теме использовались такие инновационные образовательные технологии как:

Метод проектов: за время работы были разработаны и реализованы: «Хлеб – всему голова».  «Октябрь – грязик – ни колеса, ни полоза не любит».  «В гостях у Городецких мастеров» «Зима – не лето - в шубу одета». «Пришла Коляда накануне Рождества».

Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями.  Так были организованы и проведены: «Птичья столовая», «Безопасность на дорогах»

Информационно — компьютерные технологии. Применение компьютерной техники позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной, способствует использованию разных способов подачи нового материала. Кроме того, изучение сложных для понимания дошкольников тем с помощью, например, мультимедийных презентаций, даёт возможность педагогам наглядно продемонстрировать им события и явления реальной жизни. Поэтому в образовательном процессе активно использую презентации со специально подготовленным видеоматериалом и игровыми заданиями. Тематика - компьютерных презентаций, используемых мною разнообразна: «Хлеб – всему голова». Беседа о старинных способов уборки хлеба. Народном празднике Покрове. Декоративная посуда по мотивам городецкой росписи. «Светит, да не греет». Беседа о разных источниках освещения.

 Конкурсы творческих художественных работ: Продуктивная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей от увиденного. Дети творят — это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и закрепить знания и впечатления. Подарок, сделанный своими руками, детскими руками «греет». Дети с большим удовольствием сделали подарок своим мамам участвуя в проекте «Дорогой маме» «Подарок от Деда Мороза». Организовываю выставки творческих работ: «Золотая осень» «Народные игрушки»

Работу по приобщению дошкольников к народным традициям строю на основании следующих подходов:

 

- вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально-организованное общение, учебно-познавательная, изобразительная, музыкальная при сохранении приоритета игровой, включающей сюжетно-ролевую, театрализованную);

- интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, декоративно-прикладного) при опоре на фольклор;

- использование взаимодействия в системе "воспитатель-ребенок-родитель", так как семья является одним из основных институтов первоначальной социализации детей, влияющих на становление личности; о

- осуществление воспитательной работы на основе традиций родной культуры; обеспечение активности детей на всех этапах приобщения к народным традициям.

 

- Устное народное творчество позволяет приобщать детей к нравственным общечеловеческим ценностям, использование всех видов фольклора обогащает лексикон детей, способствует пониманию нравов русского народа. Знакомлю детей с колыбельными песенками, потешками, прибаутками, приговорками, сказками.. Фольклор использую так в режимных моментах, так и во всех видах детской деятельности.

- Народные праздники и традиции неразрывно связаны с историей православных праздников, обычаями региона, с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом, играми в которые играли дети несколько веков назад

- Народные художественные промыслы – эта тема необходима, чтобы познакомить детей с декоративным народным искусством, развивать творческие способности. На занятиях проходит знакомство с древнерусским искусством и рассказы о традициях хохломской, городецкой, жостовской росписи, о художественном гжельском промысле, а также с народными игрушками: филимоновскими свистульками, дымковской и каргопольской игрушками, матрешками.

 

Работу по приобщению детей к русским истокам использую не только в организованной деятельности, но также и в самостоятельной:

 

- организация самостоятельной творческой деятельности детей в течение пребывания ребенка в детском саду (рисование, лепка, поделки и др.).

- организация игровой деятельности детей в течение дня (народные игры, инсценировки сказок, отгадывание загадок);

- традиционные развлекательные мероприятия вне занятий («различные виды досугов («Рождественские встречи»).

- занятия по интересам;

- организация выставок детского творчества.

 

На прогулках играем в забытые детские игры. Знакомим детей с разными видами жеребьевки (выбором водящего игры, разучиваем считалки, слова к играм. Сколько радости, веселья доставляют детям такие игры, как «Дрема», «Ручеёк», «Горелки», «У медведя во бору», «Заинька, выходи» и т. д.

 

Так же в приобщении детей к истокам родной культуры велика роль семьи. Работу начала с анкетирования родителей. Оно показало, что так или иначе в семье ребенка знакомят с русским устным народным творчеством: читают русские народные сказки, поют колыбельные песни, загадывают загадки (более 92,8%, участвуют в народных празднествах) (42,9%) и даже рассказывают о некоторых русских народных традициях( 21,5%).  На конец года родители проявляли активность 95%.Готовы участвовать в викторинах, подготавливать и участвовать в праздниках.

Также с родителями провожу:

-  консультации: «Сказка как способ ознакомления дошкольников с родным краем», «Знакомим детей с родным краем»;

- викторину «Родная природа»;

- совместные праздники: «Осень», «Новый год», фольклорный;

 

Проанализировав достижения детей (март  2020 года )  12% высокий уровень 70% средний уровень 18% низкий уровень.

 

Работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры считаю удовлетворительной и планирую продолжать дальше.

 

Дата последнего обновления страницы 24.05.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»